СТЕПЕНЬ РИСКА – это условный классификатор, который позволяет оценить благонадежность контрагента, определить вероятность того является ли фирма «однодневкой», «прокладкой», «помойкой», «брошенным активом». Опираясь на данный классификатор, можно спланировать порядок работы с тем или иным контрагентом, партнером, принять верное управленческое решение, снизить риски ведения бизнеса и проявить должную осмотрительность. Данный классификатор поможет не только отсеивать сомнительных партнеров, но также будет хорошим подспорьем в диалоге с госорганами. Можно выделить три уровня риска, которые со временем могут меняться исходя от поступления новых данных о компании.
Уровни риска:
- Умеренная степень риска
- Средняя степень риска
- Высокая степень риска
Рекомендации по уровням риска:
Степень риска |
Рекомендации |
Умеренная | Рекомендовано проверить достоверность данных представленных контрагентом в договоре, счет – фактуре или других первичных документах, а при необходимости запросить документы, подтверждающие правомочия контрагента на совершение сделки, например, запросить доверенность на представителя контрагента, подписывающего договор. |
Средняя |
Для получения дополнительных сведений можно запросить у контрагента заверенные его печатью и подписью директора копии подтверждающих документов. Это:
Но не всегда есть возможность оперативно получить от контрагента данные документы, либо бывают случаи, когда компания – мошенник предоставляет подложные сведения (например - рисует баланс), либо нужна анонимная проверка перед проведением переговоров по планируемой сделке. Воспользовавшись услугами нашего сервиса, вы можете заказать любой из вышеперечисленных документов у нас на сайте, либо запросить комплексную проверку компании и оценить степень риска при взаимодействии с ней.
|
Высокая |
|
Вот перечень некоторых факторов, которые изучаются в ходе проверки контрагента и оценке степени риска:
- Руководитель контрагента
- Адрес юридического лица
- Телефон компании
- Характер и количество учредителей
- Уставный капитал
- Дата регистрации юр. лица
- Организационно – правовая форма
- Дочерние компании
- Аффилированные юридические лица
- Лицензии и сертификаты
- Финансовые показатели контрагента (активы, денежные средства, готовая продукция, основные фонды, капитал и резервы, выручка, чистая прибыль и др.).
- Государственные контракты и участие в конкурсах по госзаказам
- Патенты и товарные знаки
- Арбитражная практика
- Сайт, реклама, СМИ
- И многие другие
Если заранее не позаботиться об оценке степени риска и не вооружить себя необходимой информацией, то можно нарваться на недобросовестного контрагента. Что в свою очередь повлечет за собой риск финансовых потерь, риск претензий со стороны налоговых органов - если контрагент будет классифицирован как однодневка, то это будет основанием для отказа в возмещении НДС или применения штрафных санкций.
В отличие от скоринговых моделей, которые основаны на автоматическом определении уровня риска по заранее заданным критериям, на нашем портале степень риска оценивают специалисты, которые имеют широкий опыт ведения бизнес разведки. К каждой проверке контрагента применяется индивидуальный подход, учитываются особенности рынка, территориальный признак и другие нюансы, с которыми приходится сталкиваться в процессе оценки благонадежности компании.
Налоговая инспекция периодически публикует различные списки, компрометирующего характера – это списки адресов массовой регистрации и массовых директоров. Но к ним также надо относиться с осторожностью, по адресу массовой регистрации может действительно находится офис контрагента, например в каком-нибудь бизнес центре, особенно это характерно для крупных городов. Что касается массовости директоров и учредителей, выборка, как правило, производится по фамилии имении и отчеству, но не редко встречаются полные однофамильцы. Многие автоматические скоринговые системы (аналитические базы данных) не учитывают данные особенности и заносят контрагента в разряд сомнительных. Еще одним примером может служить то, что базы данных, основанные на скоринговых моделях, вносят в список отрицательных факторов – наличие арбитражных дел с участием контрагента. Такие автоматические базы данных, во-первых, не учитывают схожесть наименования юридических лиц, а во-вторых, участие контрагента в арбитражных делах не всегда является отрицательным фактором: контрагент может выступать в качестве истца, а факт участия компании в арбитражном судопроизводстве будет дополнительным подтверждением ведения реальной хозяйственной деятельности. Поэтому оценка благонадежности и степени риска контрагента с привлечением профессиональных аналитиков будет более точной, а информация и выводы, полученные из указанных баз данных, требуют дополнительного анализа и будут полезны только после их обработки специалистами.