
В соответствии с имеющейся практикой работы судебных и налоговых органов к основным оценочным критериям, которые используют при проведении проверок контрагентов (встречные проверки налоговых органов при оспаривании налоговой выгоды и др.) и определения фирм «однодневок», относятся:
- отсутствие государственной регистрации контрагента в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ);
- ликвидация юридического лица в принудительном порядке (наличие информации об исключении из ЕГРЮЛ);
- отсутствие квалифицированного персонала, производственных возможностей и мощностей для исполнения договорных обязательств;
- учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
- генеральный директор является формальным, не участвует в управлении компании и привлекается только для подписания документов; в первичных документах стоит подпись умершего или уволенного генерального директора;
- отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (уполномоченного представителя);
- присутствие массового учредителя/руководителя в составе контрагента (физическое лицо-учредитель/руководитель контрагента является учредителем и/или руководителем более 10 компаний);
- отсутствие лицензии у контрагента на осуществление деятельности, которая должна быть лицензирована;
- непредставление налоговой отчетности в налоговый орган (если компания на рынке больше 2-х лет, зарегистрирована в ЕГРЮЛ и нет информации о ее несостоятельности, можно предполагать, что фирма сдает отчетность, т.к. в противном случае налоговые органы обязаны ее проверить и указать о ее несостоятельности (ликвидации), исключении из ЕГРЮЛ на своем сайте), либо сдача такой отчетности с нулевыми показателями;
- отсутствие счета-фактуры (суд отказывает в налоговой выгоде);
- неправильно оформленная счет-фактура контрагента (пример: подпись не установленного лица);
- фактический и юридический адреса контрагента отличаются (косвенный признак, который в совокупности с другими признаками может говорить о том, что компания является однодневкой);
- регистрация контрагента по адресу массовой регистрации (косвенный признак); для крупных городов, таких как г. Москва, г. Санкт-Петербург это обычная практика;
- несовпадение ИНН в различных документах контрагента (договорах, счетах, счетах-фактурах);
- отсутствие контрагента по адресам, указанным в учредительных документах;
- отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента;
- отсутствие регистрации на территории осуществления деятельности;
- контрагент является юридическим лицом, купленным у фирмы, создавшей заранее несколько юридических лиц специально на продажу;
- отсутствие личных встреч уполномоченных лиц контрагента с представителями Корпорации в ходе заключения договоров (например, подписанные со стороны контрагента экземпляры договоров направляются в Корпорацию по почте, при этом личных встреч сторон контрагент избегает);
- проведение всех расчетов с контрагентами с использованием особых форм расчетов — вексель, бартер, уступка прав требования;
- отсутствие информации о контрагенте в СМИ, Интернете (косвенный признак);
- налоговые органы все чаще ссылаются на анализ бух. отчетности компаний (отсутствуют общехозяйственные расходы), чтобы доказать фиктивность сделок;
- контрагент моложе 2—3 лет (косвенный признак);
- проведение расчетов по сделкам внутри одного банка, который в свою очередь занимает невысокий рейтинг среди кредитных организаций (малоизвестный банк) и не входит в систему страхования вкладов, утвержденных Минфином (косвенный признак);
- косвенные признаки, на которые ссылаются налоговые органы при оспаривании налоговой выгоды (эти обстоятельства сами по себе не могут служить основанием для признания налоговой выгоды необоснованной):
- создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;
- взаимозависимость участников сделок;
- неритмичный характер хозяйственных операций;
- нарушение налогового законодательства в прошлом;
- разовый характер операции;
- осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
- использование посредников при осуществлении хозяйственных операций;
- создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;
- и ряд других.
Примечание: В зависимости от обстоятельств и условий проверки, наличие одного из указанных признаков может быть достаточным для признания контрагента неблагонадежным, а в ряде случаев наличие даже нескольких признаков не является доказательством его неблагонадежности.