Safe Partner - проверим надежность
вашего бизнес партнера

Проверка контрагентов

Информационно-аналитическое агентство Safe Partner предлагает услуги в области комплексной проверки надежности, платежеспособности и деловой репутации контрагентов. Наша специализация это бизнес - разведка (competitive intelligence) и поставка деловой информации. Индивидуальный подход к решению самых сложных задач и отсутствие шаблонных схем. Предоставим исчерпывающую и актуальную информацию на интересующую вас компанию, подготовим аналитическую бизнес справку и дадим компетентное заключение.





Должная осмотрительность: как ее проявлять?

dolzhnaia-osmotritelnost

Как избежать претензий налоговиков к контрагентам организации? При вступлении в договорные отношения с потенциальным контрагентом, что нужно сделать предприятию чтобы минимизировать риск финансовых потерь и избежать претензий со стороны контролирующих органов? Ведь не редки случаи когда от этого страдают добросовестные налогоплательщики. Мы приведем некоторые рекомендации, которые вы сможете использовать в работе при заключении договоров с новыми и неизвестными для вас контрагентами. Анализ арбитражной практики и многочисленных претензий налоговых органов к налогоплательщикам подводит нас к разработке ориентировочного плана действий компании по проявлению должной осмотрительности при взаимодействии с потенциальными контрагентами. Данный план можно представить следующим образом:

 Должная осмотрительность и в чем она проявляется

1. Проверяем контрагента 2. Непосредственно поверка документов по сделке (реквизиты сторон, оформление, условия сделки).
а) Назначаем критерии, наличие которых обязывает нас проводить проверку потенциального контрагента.
б) Собир данных о контрагенте из внешних источников.
в) Сбор данных по контрагенту из Росстата и ФНС.
г) Если после проведения выше указанных проверочных мероприятий этого окажется не достаточно и благонадежность контрагента вызывает сомнения, то следующим шагом будет получение данных непосредственно у самого контрагента
д) Изучаем арбитражную практику с участием проверяемого контрагента

Определенно, исполнение указанных в плане рекомендаций - это достаточно трудоемкий процесс, который требует затрат времени, сил и средств. Но если полностью исключить проверку контрагентов из своего функционала, то это в один прекрасный момент может вылиться в судебное разбирательство. Не все компании готовы нести судебные издержки. И чтобы не доводить дело до суда, рекомендуется хотя бы частично проводить проверку своих контрагентов.

Самостоятельная проверка контрагента предполагает следующие шаги: 

Шаг 1: определяем критерии

Определение критериев, при наличии которых контрагент подлежит проверке
Зачем? Как должно быть?
Проверка контрагента это сложная процедура, которая не всегда экономически целесообразна, так как связана с определенными затратами для компании Проверке подлежит исключительно сомнительный контрагент

Какие действия предпринять? Определить лиц ответственных за сбор и проверку контрагента. Чаще всего это входит в обязанности службы безопасности компании, если она имеется. Прописать эту обязанность в должностную инструкцию сотрудника, и разработать инструкцию, положение или памятку, в котором определить ответственных лиц, основные критерии, когда требуется проверка, порядок проверки контрагента и перечень документов, которые необходимо запросить при заключении договора с новым контрагентом и др. Так, при определении критериев следует учитывать: - сумму сделки как показатель суммы налоговых рисков. Чем выше сумма договора, тем выше будут потери организации, в случае если контрагент окажется сомнительным. Для этого надо определить сумму сделки, при которой необходимо проверять контрагента в полном объеме; а в случае заключения особо крупных сделок (от 130 млн.) ФАС РФ обязал налогоплательщика проявлять должную осмотрительность. - периодичность сделок с контрагентом (сделки бывают разовыми и долгосрочными). Если это разовая сделка, на небольшую сумму, то, возможно, нет необходимости собирать полную информацию о контрагенте, а ограничиться выполнением некоторых пунктов; - известность контрагента (например, нет смысла проверять ОАО «Газпром» или другие подобные организации, а также, если в качестве контрагента выступает государственное учреждение); - иные критерии в зависимости от вида деятельности организации и конкретной ситуации. При этом надо определить объем проверки в зависимости от сделки и степени "сомнительности" контрагента. Если контрагент по указанным критериям подлежит проверке, следующим шагом является сбор информации на контрагента из внешних источников.

Шаг 2: Сбор информации из внешних источников

Какие действия предпринять? В рамках данного мероприятия можно проверить: - адрес контрагента на принадлежность к адресу массовой регистрации, а также место, где не может находиться офис организации, например в случае если адрес  принадлежит нежилому зданию, запущенному строению, религиозной организации и т.п; - основные регистрационные данные контрагента на предмет соответствия информации, указанной на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС) с данными указанными в договоре контрагента; - Общедоступную информацию о контрагенте в СМИ и в сети Интернет. Например, наличие рекомендательных писем; регистрация в качестве дилера, представителя или партнера на официальном сайте общеизвестного производителя; участие в профильных выставках, данные об открытых вакансиях на сайтах о поиске работы (headhunter, suprjob  и т.п.); регистрация в качестве члена саморегулируемой организации, наличие сайта и актуальность указанной там информации, характер данных в средствах массовой информации и многое др. - наличие у контрагента гос. контрактов на сайте Федерального казначейства, товарных знаков, патентов также будет являться положительным фактором в оценке контрагента. - принадлежность контрагента к реестру недобросовестных поставщиков на сайте Федеральной антимонопольной службы. В основном туда вносят компании по результату не исполнения или ненадлежащего исполнения государственных контрактов. - при наличии сайта у контрагента, проверить дату его регистрации, на кого зарегистрирован сайт (в основном регистрируют на частных лиц, но крупные организации стараются регистрировать сайт на свое юридическое лицо). Также проверить рейтинг сайта и его ТИЦ (тематический индекс цитирования), это показывает, насколько компания заботится о рекламе и раскрутке сайта, а также говорит о посещаемости потенциальных клиентов. Эту информацию можно легко найти в Интернете на многочисленных бесплатных сервисах (например, по таким поисковым словам, как «проверить ТИЦ», «whois» и др.).

Шаг 3:  Сбор информации в налоговой инспекции и органах гос. статистики

  Для этого в налоговой инспекции можно заказать выписку из ЕГРЮЛ. Тем самым официально подтвердите регистрацию юридического лица, получите данные по юридическому адресу, который после можно будет сравнить с фактическим местоположением контрагента. Исходя из имеющейся судебной практики, получение данной выписки достаточно, чтобы доказать, что компания проявила должную осмотрительность, но дата актуализации этих сведений должна соответствовать периоду сделки. В связи с тем, что получение выписки из ЕГРЮЛ требует определенных затрат времени и денег, то можно обойтись получением данных о контрагенте с сайта налоговой, после чего сделать снимок с экрана, чтобы была видна дата снимка, сохранить в электронном виде, и при необходимости распечатать данный документ. Также можно направить в ФНС запрос о том, сдает ли контрагент налоговую отчетность и своевременно ли это делает. Вероятнее всего ответа не будет, но сам факт данного запроса, выраженный в форме документа, на котором есть печать и входящий номер налоговой инспекции, будет являться доказательством проявления должной осмотрительности налогоплательщика в суде. В органах статистики можно получить выписку о финансовой отчетности за предыдущий год, для оценки платежеспособность контрагента. Данная услуга является платной, из-за чего возникает вопрос экономической целесообразности.

Шаг 4: получаем данные от самого контрагента

                                     Получение данных от самого контрагента
Для чего? Как должно быть?
Во-первых, определенную информацию можно получить только от контрагента, и которой нет в открытых источниках. Например, подтвердить право подписи счета-фактуры, наличие лицензий, бухгалтерский баланс и т.д. Во-вторых, при личном общении с контрагентом, а лучше, если это будет происходить в его офисе – даст дополнительную уверенность в его существовании, видении им хозяйственной деятельности. Вся деловая переписка с контрагентом должна происходить либо в письменной форме, либо электронном виде, если переписка ведется с официально зарегистрированного домена (сайта) контрагента. Корреспонденция должна соответствовать требованиям  деловой переписки: наличие подписей должностных лиц, использование бланка и печати организации, все копии должны быть заверены печатью и подписью руководителя и т.д.

Какие действия предпринять? У контрагента можно запросить следующие подтверждающие документы: - документ, подтверждающий полномочия генерального директора и лиц, имеющих право подписи (решение акционеров (участников) о назначении генерального директора, доверенность, приказ о праве подписи договоров, счетов-фактур), а также выписку из Устава, где прописаны обязанности руководителя, в части заключения сделок и подписи договоров. Получить копию паспорта генерального директора, после чего проверить его действительность на сайте Миграционной службы, а лучше визуально проверить его при личной встрече, тем самым еще раз подтвердите, что директор не формальное юр.лицо. - копии лицензий, сертификатов и прочей разрешительной документации; - документ об открытии счета в банке. - протоколы входного контроля, свидетельствующие о сдаче контрагентом налоговой отчетности, по возможности получить сами отчеты (включая отчет о прибыли и убытках) и заверенные копии бухгалтерских балансов за последний отчетный период, а в случае если контрагент применяет упрощенную систему налогообложения, то заверенную копию налоговой декларации за последний отчетный период - сведения о наличии ресурсов и возможностей, необходимых для выполнения условий договора. Это может быть информации об основных средствах из бухгалтерского баланса, свидетельства о собственности или договора аренды недвижимого имущества, где у контрагента расположен офис, складские помещения, производственные мощности, подтверждающие документы о наличии иной собственности (например, есть свой автопарк), данные о штате сотрудников. Проверять наличие в счетах-фактурах номеров ГТД, фактическую стоимость товара, его наличие, в том случае если заключается сделка с компаниями, не являющимися собственниками приобретаемых материальных ценностей. - При заключении договора аренды недвижимого имущества, запросить «свежую» (не позднее 2-х недель) выписку из Единого реестра прав на недвижимое имущество с печатью местного органа Росреестра, подтверждающего право собственности и отсутствие обременений и ограничений. - выписку из книги продаж о сделке между компаниями, с сортировкой по единственному покупателю; - заверенную копию устава, учредительного договора. При всем при это надо учитывать, что контрагент может отказать в представлении определенных документов, так как это сопряжено с банковской, коммерческой тайной, с конфиденциальной информацией и персональными данными.

Шаг 5: анализируем арбитражную практику по аналогичной ситуации

                                  Анализ арбитражной практики по аналогичной ситуации
Зачем? Как должно быть?
В определенной ситуации знание арбитражной практики, позиции судов, претензий налоговых органов, поможет принять правильное решение. Проверив контрагента на благонадежность, можно сделать подбор и анализ судебных решений, оформив все это отдельной аналитической запиской.

Какие действия предпринять? Проверить наличие компрометирующей информации на контрагента на сайте Верховного арбитражного суда (ВАС), т.е. проверить участие контрагента в арбитражном судопроизводстве в качестве ответчика. Здесь также можно найти не только негативную информацию, но и удостовериться в том, что компания - действующая и ведет хозяйственную деятельность. Например: контрагент может выступать в качестве истца, а также при определенных обстоятельствах наличие информации об участии контрагента в суде в роле ответчика, будет говорить о ведении им активной хозяйственной деятельности. Проанализировать арбитражную практику контрагента подготовить аналитическую справку, где определить все плюсы и минусы.

Шаг 6: Проверяем правильность оформления документов по сделке

                                           Проверка правильности документального оформления сделки
Зачем? Как должно быть?
Именно полное и правильное отражение всех сведений, содержащихся в первичных документах, дает налогоплательщику право на получение вычета по НДС или учет расходной части по налогу на прибыль. В документах указана информация, соответствующая действительности (ИНН, ОГРН, КПП, адрес, банковские реквизиты), подпись принадлежит лицам имеющим на это право подписи.

Какие действия предпринять? В рамках данного мероприятия можно: - разработать инструкцию по согласованию и оформлению договорных отношений, о подписании документов, ознакомить сотрудников компании с данной инструкцией; - проверить информацию отраженную в первичной документации и договоре; - подтвердить право подписи лиц (приказы об их назначении, доверенности на совершение данных действий, копии паспортов). По завершению проверки желательно подготовить справку – отчет и завести досье на каждого сомнительного контрагента, куда вместе со справкой приложить все собранные документы и материалы. Отчет должен быть в бумажном виде, так как доказательством осмотрительности организации должен служить документ. В случае возникновения каких-либо проблем связанных с контрагентом, поднять заведенное ранее на него досье и при необходимости предоставить проверяющим органам или в суде.


Обсуждение закрыто.

Protected by Copyscape Plagiarism Checker Счетчик PR-CY.Rank Доска объявлений Всего.RU Яндекс.Метрика