
Выбор контрагента
Индивидуальные предприниматели часто и не задумываются о последствиях, когда выбирают контрагента. Представим типичную ситуацию. Индивидуальный предприниматель должен быстро осуществить поставку, но товаров на складе не имеет. Чтобы не испортить отношения с контрагентом, ИП ищет продавца в регионе, у которого приобретает товары для последующей перепродажи. В результате обязательства по договору с контрагентом индивидуальный предприниматель выполняет, и все довольны. Однако радоваться рано. Возможна ситуация, когда налоговый орган признает, что индивидуальный предприниматель не проявил должной осмотрительности при выборе контрагента.
- Пример: В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.05.2011 по делу N А19-14130/10 суд признал, что ИП не проявил должной осмотрительности при выборе контрагента. Оценив в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что эти доказательства не подтверждают реальность существования хозяйственных операций с контрагентами ООО "Сервис+", ООО "Лилия" и ООО "АвтоИнвест". Правомерность применения расходов налогоплательщика не подтверждается достоверными первичными документами. В силу ст. ст. 49, 51, 52, 53 ГК РФ, ст. ст. 32, 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента предполагает проверку его правоспособности, то есть установление юридического статуса, возникновение которого обусловлено государственной регистрацией юридического лица, личности лица, выступающего от имени юридического лица, а также наличия у него соответствующих полномочий на совершение юридически значимых действий, подтверждаемых удостоверением личности, решением общего собрания или доверенностью. При указанных обстоятельствах судами сделан правильный вывод о том, что предприниматель не проявил должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов.
В этой связи индивидуальному предпринимателю можно порекомендовать внимательно относиться к выбору контрагентов. Следует запрашивать у контрагентов учредительные документы, свидетельства о постановке на налоговый учет. Если контрагент осуществляет лицензионную деятельность, то необходимо запросить заверенную копию лицензии. Кроме того, нужно удостовериться в полномочиях на подписание документов. Полномочия можно подтвердить доверенностью или решением о назначении.
Проверка контрагента может состоять из следующих основных этапов:
- Необходимо запросить у контрагента копии учредительных и регистрационных документов, заверенные его подписью и печатью (устав, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учет).
- Если документы подписываются генеральным директором в соответствии с уставом, целесообразно запросить заверенные копии протокола (решения) об избрании (назначении) и приказа о вступлении в должность; если по доверенности, то заверенную копию доверенности. При этом необходимо проверить полномочия подписавшего лица.
- Если выполнение работ (услуг) подпадает под лицензионные виды деятельности, то необходимо запросить заверенную копию лицензии.
- Перепроверить данные о контрагенте (ИНН, юридический адрес, наименование компании) на сайте налоговой службы (www.nalog.ru).
- При совершении крупных сделок целесообразно ознакомиться с балансом компании. Однако в соответствии с законодательством компания может отказаться от предоставления данных баланса и отчета о прибылях и убытках. В качестве дополнительных сведений при заключении крупных сделок осуществляется проверка офиса компании, количества работников, наличия сертификатов и пр.
Основные признаки фирм-однодневок и прочих недобросовестных налогоплательщиков следующие: генеральный директор, главный бухгалтер и учредитель числятся в десяти компаниях и больше; адреса массовой регистрации, по которым зарегистрированы 50 и более юридических лиц; низкий уровень уплачиваемых организацией налогов; у организации единственный учредитель, являющийся физическим лицом; невыплата зарплаты сотрудникам; при создании организации вносился минимальный уставный капитал или уставный капитал внесен не деньгами, а, например, имуществом, не представляющим никакой ценности, и др.
Отсутствие документов при ведении деятельности
Если индивидуальный предприниматель халатно относится к документам, не собирает от контрагентов первичные документы, это тоже может привести к негативным последствиям. Так, расходы индивидуального предпринимателя не будут признаны налоговой инспекцией.
Судебная практика буквально пестрит такими судебными решениями. Подобные споры даже доходят до Высшего Арбитражного Суда РФ. И, к сожалению, практика неутешительна.
- В качестве примера судебного решения можно назвать Определение ВАС РФ от 30.09.2011 N ВАС-12910/11 по делу N А75-4080/2010. Суд исходил из доказанности факта необоснованной налоговой выгоды в силу неподтверждения первичными документами реального осуществления операций, а также отсутствия в действиях заявителя должной осмотрительности при выборе контрагента. Имеющиеся в деле доказательства в совокупности свидетельствуют о получении индивидуальным предпринимателем необоснованной налоговой выгоды в силу неподтверждения оправдательными первичными документами реального осуществления операций с ООО "Ормет".
В этой связи индивидуальным предпринимателям можно порекомендовать внимательно относиться к первичным документам, собирать их от всех контрагентов. Первичные документы при этом должны быть подписаны уполномоченными лицами, на документах должны иметься расшифровки подписей. Кроме того, целесообразно завести папку, в которой будут храниться копии доверенностей на подписание первичных документов.
Пунктом 1 ст. 221 НК РФ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели при исчислении налоговой базы по НДФЛ имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов от осуществляемой ими деятельности.
Если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, то профессиональный налоговый вычет производится в размере 20% общей суммы доходов, полученной от предпринимательской деятельности. При определении налоговой базы расходы, подтвержденные документально, не могут учитываться одновременно с расходами в пределах установленного норматива.